Завтрак в отеле.
10:00 — посещение Первого хурула Калмыкии в постсоветский период — Сякюсн-Сюме, хурул для монахов, возможен только внешний осмотр храма.
Хурул был торжественно открыт 5 октября 1996 года. До постройки в 2005 году хурула Золотая обитель Будды Шакьямуни являлся крупнейшим буддийским храмом республики. Это место священно для калмыков, поскольку восстановление буддийской веры в республике после советской эпохи забвения началось именно отсюда. Сякюсн-сюме (калм. Сәкүсн-сүм) — буддийский храм в Республике Калмыкия. Хурул расположен в шести километрах от столицы Калмыкии, недалеко от поселка Аршан. Официальное же название этого культового сооружения — «Геден Шеддуп Чойкорлинг», что по-тибетски буквально означает «Святая обитель теории и практики школы Гелуг», а в вольном переводе — «Святая обитель просвещенных монахов». Название даровал Его Святейшество Далай-лама XIV заранее, еще до строительства храма, в 1992 году.
Это место в 1992 году было освящено самим Далай-ламой XIV во время его второго визита в Калмыкию, а спустя четыре года на этом месте был возведен хурул Сякюсн-Сюме. В 2004 году Далай-лама посетил Калмыкию и Элисту в третий раз, с целью проведения церемонии «раднэ», после которой хурул по праву становился настоящей обителью божеств. Можно увидеть, где живут монахи, рядом расположен небольшой домик, в котором Далай лама ХIV даровал Учения буддистам Калмыкии и России.
11:00 — посещение этно-хотона Церен.
Вас ждут экскурсии по юртам: Музей калмыцкого казачества, ханская юрта, юрта ойрат-монголов. А также фотосессия в национальных костюмах (есть аутентичные фотозоны), подъем на смотровую казачью вышку, катание на монгольских качелях, дегустация национальных кисломолочных продуктов: Кумыс, Чигян, молочная арака, калмыцкий молочный чай, борцоки.
За дополнительную плату от 500₽ можно пострелять из лука, покататься на верблюдах или лошадях.
12:00 — экскурсия в Национальный музей им. Н. Н. Пальмова.
«Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова» был основан 25 марта 1921 года и является единственным музеем, где наиболее полно представлена история, культура и искусство калмыцкого народа. У истоков его создания стояли выдающиеся профессора Н. Н. Пальмов и П. С. Рыков. Их усилиями были собраны богатейшие археологические и этнографические материалы, которые легли в основу первых коллекций Калмыцкого Музея.
В настоящее время музей насчитывает около 70 тысяч единиц хранения. Экспозиционные площади музея составляют более 1500 м². В экспозиционных залах подробно представлена история, этнография, культура калмыцкого народа, предметы буддийского культа и старокалмыцкого искусства, а также современное изобразительное искусство Калмыкии.
13:30 — обед в кафе города, включено в стоимость.
14:30 — экскурсия в Храм «Бурхн багшн Алтн Сююмэ» или «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
Делаем корэ — обход по часовой стрелке, вокруг хурула. В центральном хуруле Калмыкии рассказали о важности ритуального обхода вокруг святыню: «К сожалению, не все, кто посещает наш буддийский храм, знают, насколько важно обходить по часовой стрелке вокруг хурула. Это как знак почтения и уважения Будде, Дхарме и Сангхе и, конечно же, возможность настроиться для посещения самого храма».
Крупнейший буддийский храм в России и Европе был торжественно открыт в столице Республики Калмыкия 27 декабря 2005 года после визита в Элисту духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV, состоявшегося в конце ноября 2004 года. Ранним утром 1 декабря, перед отлетом в Индию, Его Святейшество Далай-лама провел краткую церемонию освящения места строительства будущего храма в самом центре Элисты. С благословения Его Святейшества Далай-ламы XIV Центральный калмыцкий хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» становится одним из важнейших центров развития буддизма в мире.
16:00 — посещение первого интерактивного музея кочевых народов.
Знакомство с традиционным кочевым жилищем, бытом, традициями и обрядами калмыцкого народа. В интерактивном музее можно сделать фотосессию в национальных костюмах (около 60 костюмов), пострелять из лука, научиться разгадывать уникальные калмыцкие головоломки, научиться завязывать калмыцкий узел. Знакомство с калмыцкой, монгольской музыкальной культурой. Туристы услышат звучание народных музыкальных инструментов и популярные калмыцкие народные песни в исполнении профессионального музыканта и певицы.
В музее также презентация Тодо Бичг — старо-калмыцкой письменности, созданной в 1648 году ойратским ученым и просветителем Зая-Пандитой. Название этой письменности буквально переводится как «ясное письмо», ведь в отличие от других монгольских систем письма именно Тодо-бичг наиболее понятен и легок для чтения.
Музей кочевых народов в Элисте — единственное место в России, где можно заказать именной оберег на старокалмыцком вертикальном письме (в Бурятии пишут на старомонгольском письме).
Мастер-каллиграф пишет индивидуальные благопожелания вертикальным древним письмом. Обычно туристы заказывают свое имя, или имя того, кому он делает оберег - подарок, и пожелания, самые сокровенные мысли, мечты можно переложить на древнее буддийское письмо, повесить на видное место в своем жилище на северо-восточной стороне, там, где циркулирует много энергии, и ваши мечты будут сбываться. Так работает это письмо.
Старокалмыцкая письменность Тодо бичиг «ясное письмо» — вертикальное письмо или небесное письмо, так как пишется сверху вниз, буквы ниспадают с неба на землю. Надписи пишутся каллиграфически кистью специальными чернилами и скрепляются красной печатью — личной печатью мастера-каллиграфа. Это древняя культура Востока. В каждой букве письменности — история, многовековой опыт выстроенной межкультурной коммуникации.
Имя человека — это магическая формула звуков и свойственной им энергетики. А имя человека, написанное на древнем языке — это мощная энергия, индивидуальная программа человека. Каждая буква имени человека имеет силу звука, это неотъемлемая часть его физической сути. Можно сделать предварительный заказ. К вашему приезду мастер подготовит и вручит вам ваш именной оберег. Проводятся мастер-классы по калмыцкому танцу.
18:00 — посещение мастерской художников Александра и Халги Поваевых.
Александр Поваев — калмыцкий художник-живописец, который тонко чувствует свое время. Окончил Ростовское художественное училище им. М. Б. Грекова. Участник российских и зарубежных выставок. Произведения находятся в различных музеях России и в частных коллекциях США, Израиля, Швейцарии, Франции, Германии, Венгрии, Тайваня, Монголии и Китая. Живет и работает в Элисте. В последние годы Александр Поваев пишет картины, по форме напоминающие старокалмыцкие свитки. Свитки, по существу, являли собой иконы, на которых были изображены божества. Его живопись — яркий пример развития калмыцкой живописи, нового понимания и переосмысления буддийских образов.
Халга Поваева — молодой перспективный художник, член Союза художников России (2010 год). Окончила Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова в 2002 году. Является участницей нескольких российских и международных выставок. Известна серия ее работ под общим названием «Ойратские красавицы 17–20 вв.» Также Халга Поваева занимается изготовлением сувенирной продукции с национальным колоритом — кукол, игрушек, миниатюр и других изделий из дерева, стекла. Можно приобрести женские украшения, памятные магнитики, сувениры, кукол и настоящие картины.
Свободный вечер.