8:00 — завтрак в отеле. Выселение с вещами.
8:30 — выезд в Хошеутовский хурул, село Речное (87 км, 1,2 часа).
Хошеутовский, или Большой Тюменевский, хурул — единственный из дореволюционных буддийских храмов Калмыкии, частично сохранившийся до наших дней. Он является старейшим буддийским храмом в Европе. Хурул расположен в селе Речное, которое находится теперь в Астраханской области. Основателем хурула был князь Серебджаб Тюмень — герой Отечественной войны 1812 года, выдающийся военачальник, возглавлявший Второй Астраханский калмыцкий полк, владелец Хошеутовского улуса. Авторами проекта были его брат Батур-Убуши Тюмень (воин, историк и литератор) и буддийский монах Гаван Джимбе.
Старинные фотографии, хранящиеся в музеях и архивах, свидетельствуют, что Хошеутовский хурул представлял собой величественный ансамбль, состоявший из центральной трехнефной башни (сюмэ) и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями (цаца), а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах. Трехнефная главная башня — единственное, что сохранилось от хурула сейчас.
9:00 — буддийская святыня Хошеутовский хурул.
Был построен в начале позапрошлого столетия в честь победоносного окончания Отечественной войны 1812 года и благополучного возвращения воинов-калмыков из заграничного похода в составе русской армии. Уникальный храм сочетал европейскую классику с традиционными формами буддийской архитектуры. На протяжении ХХ века здание использовалось не по назначению, и в итоге первоначальная постройка оказалась почти полностью разрушена.
В 1995 году храму присвоили значение федерального памятника исторического и культурного значения. В рамках программы «Культура России» была проведена масштабная реставрация хурула. Хурул является местом не только паломничества, но и культурным и духовно-просветительским центром, который посещают астраханцы и гости региона.
10:00 — переезд в село Селитренное, комплекс Сарай Бату (38 км, 0,5 часа).
11:00 — культурно-исторический комплекс «Сарай-бату», «Дворец Богохранимый».
В первой половине XIII века по велению хана Бату (Батыя), внука Чингисхана, здесь появилась кочевая ставка. Постепенно небольшое поселение превратилось в крупный торговый и политический центр: в период максимального расцвета в нем проживало 75000 человек (для сравнения: население Лондона тогда составляло около 50000, а Парижа — 25000–30000 человек). Однако город отличался не только размерами, но и был благоустроенным. Здесь уже в Средние века действовали водопровод и канализация, существовала целая система общественных бесплатных бань и туалетов. Первое дошедшее до нас упоминание о Сарай-Бату датируется 1254 годом, когда его посетил Гильом де Рубрук, посол французского короля Людовика IX.
В середине XIV столетия в Золотой Орде начинается междоусобица, ослабевает государство и, соответственно, его столица. Новые беды обрушились на Сарай-Бату, когда Тамерлан, пройдя в 1395 году по Нижней Волге, разрушил практически все золотоордынские города. И хотя сам город избежал гибели, жить в нем становилось все труднее, а потому население постепенно стало покидать Сарай-ал-Махрусу.
К XV веку жизнь здесь практически замерла. А в XVI веке началось возведение Астраханского кремля — было решено использовать квадратный кирпич (плинфу), который применялся при строительстве золотоордынских построек. В итоге значительная часть города была разобрана. В 1710 году здесь по указу Петра I построили завод по добыче и переработке селитры, которая требовалась для изготовления пороха. Когда к концу XVII века запасы селитры иссякли, завод закрыли, поселение, сформировавшееся вокруг него, осталось — здесь жили бывшие заводские рабочие и беглые крестьяне. На картах оно с тех пор значилось как село Селитренное.
13:00 — обед в Сарай Бату, входит в стоимость (можно покататься на верблюдах, оплата на месте).
14:00 — выезжаем на гору Богдо (120 км, 1,5 часа).
15:30 — экскурсия по природному заповеднику «Богдинско-Баскунчакский», 2,5–3 часа.
Большое Богдо — самая высокая точка Прикаспийской низменности. Она представляет собой огромный соляной купол, перекрытый древними глинами, песчаниками и известняками. Возраст некоторых отложений превышает 200 млн лет. Это единственная в мире гора, высота которой, благодаря соляному куполу, неуклонно увеличивается. Гора Большое Богдо донесла до нас в окаменевшем состоянии остатки мезозойской эры. В обрывах горы находится морской триас с окаменелыми останками животных, живших 200–250 млн лет назад. Под горой раскинулся лабиринт — уникальные карстовые пещеры. Удивительно то, что гора возвышается на почти идеально плоской равнине — засушливой, покрытой полынно-солянковой полупустынной растительностью. Необычен и цвет горы, он меняется в зависимости от сезона и времени суток.
Гора Большое Богдо — сакральное место для калмыцкого народа. По преданию она образовалась из священного камня, который принесли калмыки-пилигримы с далеких гор Тянь-Шаня. Гору охраняет от непрошеного вторжения Белый дух озера Баскунчак, который очень не любит, когда к нему приходят праздные люди, и прогоняет их сердитым бормотанием. Даже при умеренном движении воздуха ночью здесь слышится неясный гул, действительно напоминающий бормотание. При сильном ветре, резонируя в пустотах, бормотание перерастает в пронзительный вой и прерывистый свист.
17:00 — озеро Баскунчак.
Когда-то составляло часть огромного древнего моря, в которое входили Аральское, Черное, Азовское моря. Это древнее море заливало своими водами территорию современного Казахстана и Туркмении, доходило почти до Тянь-Шаньских гор, простиралось на запад до Средне-Дунайской низменности и на север до нынешней Саратовской области. Баскунчак — не озеро, а пласт соли, имеющий куполообразную форму и уходящий своим основанием в недра земли. Озеро же — всего лишь небольшая «ссадина» на вершине этой соляной горы.
Очертания «ссадины» напоминают ромб с закругленными углами. Длинная ось этого ромба простирается с юго-востока на северо-запад на 19 км, короткая — направлена с запада на восток и имеет 9 км. Дно озера — сплошная соль. На побережье озера имеются залежи лечебных глин. В июне-августе на озеро приезжают туристы, которые купаются в рапе и принимают грязевые ванны. Лечебный воздух с высоким содержанием брома и фитонцидов, сульфидная иловая грязь, аналогичная по действию и составу грязи Мертвого моря, хлоридно-натриевая рапа способствуют быстрому выздоровлению.
По желанию купание в озере и прием соляных грязей Баскунчака.
19:00 — выезд в Ахтубинск на ночевку (52 км).
Заселение в отель Джулия. Ужин в кафе отеля, оплата самостоятельно.